ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ
СВОЕГО РЕБЕНКА?
Истинная родительская любовь, как утверждают
психологи, проявляется только в общении с детьми. По Библии они выделяют четыре
аспекта любви.
- Умение слушать ребенка.
Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребенка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребенку возможность
выразить
все многообразие его чувств и переживаний.
- Манера говорить с ребенком.
Если Вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением,
то дети будут избегать общения с Вами.
- Знание, как наказывать
ребенка. Мудрые родители, наказав ребенка за проступок, не уходят,
хлопнув дверью, не отвергают ребенка, а остаются рядом, уверяя его в своей
родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.
- Помощь в развитии ребенка.
Помните, что ребенок живет в постоянном напряжении и
неуверенности, Ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким,
каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».
ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С
РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ
- не подозревать
дурного;
- не высмеивать;
- не выслеживать;
- не выспрашивать;
- не подшучивать;
- не принуждать к откровенности;
- не
контролировать интимный опыт общения;
- создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
- созидать навыки общения в доме по принципу открытости;
- давать право на
собственный опыт.
КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
- совместно ВИДЕТЬ ситуацию, совместно
СТРЕМИТЬСЯ к ее разрешению, совместно
ДЕЙСТВОВАТЬ в решении проблемы;
- ПОНИМАТЬ, что в самом малом возрасте
ребенок - не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец
общей семейной жизни;
- РАЗДЕЛЯТЬ с
ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в
подлинном диалоге;
- УСТАНОВИТЬ
равенство позиций в общении с ребенком. Равенство позиций означает
принятие и признание ребенка;
- ПРИНЯТЬ
неоспоримый факт того, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие
и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства»;
- НАУЧИТЬСЯ
видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей;
- СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ с ребенком, основываясь
на постоянном желании познавать своеобразие
его индивидуальности и происходящие в нем изменения.
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ОБЩАТЬСЯ С ВАМИ? Когда ребенок скучает, он бессознательно
отвергает других, и тем самым отвергает самого себя. Скука может быть
следствием неудовлетворенной потребности ребенка в любви и ласке,
потребности во внимании. Ребенок требует постоянного внимания. Возьмите за
правило выражать свое положительное отношение к делам ребенка. Научитесь как
можно искреннее и сердечнее выражать свою радость и внимание. Чем больше
внимания и заботливости испытывает ребенок, тем интереснее ему общаться с вами.
КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА
СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ
В школе:
- предоставить
реальную возможность в достижении успеха; проявлять постоянный интерес к ребенку,
принимать и поддерживать его начинания;
- обращать внимание
на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
- постоянно
одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
- предупреждать
неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
- уметь ставить
реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
В семье:
- проявлять тепло и
эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;
- создавать
атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
- проявлять
постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
- предпочитать
требовательность - безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях - отчужденности;
- снимать
авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье недопустим!
- избегать
ортодоксальных суждений;
- уметь признавать
свои ошибки в общении с детьми.
«Нет детей - есть люди, но с
иным масштабом понятий, иными
источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».
Януш Корчак
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ
Обиды, внезапно возникающие и
медленно накапливаемые, могут привести:
- к стремлению «уйти
в себя»;
- к изолированности;
- к отчуждению во
взаимоотношениях;
- к стремлению
«выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;
- к стремлению
представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
- к еще большему
перевесу эмоционального над рациональным;
- к повышению
нервно-психической напряженности;
- к снижению
активности;
- к фокусированию
познавательной активности на объекте обиды и, как следствие,
- к ограничению
возможностей правильно оценивать поступающую
информацию.
КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО
- обидно, когда
все беды валят на тебя;
- обидно, когда
успехи твои остаются незамеченными или приписываются другим;
- обидно, когда
тебе не доверяют;
- обидно, когда
другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
- обидно, когда другие заняты чем-то
интересным, а тебя заставляют продолжать
надоевшее, унылое занятие;
- обидно, когда дело понятное и
интересное превращается в обузу и занятие,
от которого не отвяжешься;
- обидно, когда
тебя попросили что-либо сделать, нарисовав радужную картину того, что
должно получиться, а выясняется, что все это на самом деле скука;
- обидно, когда
из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
- обидно, когда о
тебе попросту забыли за своими заботами;
- обидно, когда
тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности
оправдаться;
- обидно и многое
другое, о чем мы не вспомнили.
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится
ненавидеть.
-
- Если ребенок живет во вражде, он учиться
агрессивности.
-
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
-
- Если ребенок растет в упреках, он
учится жить с чувством вины.
-
- Если ребенок растет в терпимости, он
учится принимать других.
-
- Если ребенка часто подбадривать, он
учится верить в себя.
-
- Если ребенка часто хвалят, он учится
быть благодарным.
-
- Если ребенок живет в честности, он учится быть
справедливым.
-
- Если ребенок живет в доверии к миру, он
учится верить в людей.
-
- Если ребенок живет в обстановке принятия, он
находит любовь в мире.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ
НУЖНО РАЗВИВАТЬ В ДЕТСТВЕ
- здравый смысл;
- изобретательность;
- логика в суждениях;
- память и речь;
- фантазия и воображение.
|